Лабораторное тестирование — очень сложный процесс, и, хотя лабораторные услуги относительно безопасны, они не настолько безопасны, как могли бы или должны быть. Клинические лаборатории уже давно сосредоточили свое внимание на методах контроля качества и программах оценки качества, связанных с аналитическими аспектами тестирования. Однако растущий объем данных, накопленных за последние десятилетия, свидетельствует о том, что качество в клинических лабораториях не может быть обеспечено за счет сосредоточения внимания только на чисто аналитических аспектах. Более поздние обзоры ошибок в лабораторной медицине пришли к выводу, что при проведении лабораторных исследований ошибки чаще происходят до (преаналитического) и после (постаналитического) проведения теста. Большинство ошибок связано с преданалитическими факторами (46-68,2% от общего числа ошибок), при этом высокая частота ошибок (18,2%). 5-47% от общего числа ошибок) также было обнаружено на постаналитическом этапе. Ошибки из-за аналитических проблем со временем значительно сократились, но есть свидетельства того, что, особенно для иммунологических анализов, интерференция может иметь серьезные последствия для пациентов. Поэтому в настоящей статье дается описание наиболее частых и рискованных пре-, интра- и постаналитических ошибок, а также советы по практическим шагам по измерению и снижению риска ошибок. Многие ошибки в общем процессе тестирования называются «лабораторными ошибками», хотя они могут быть связаны с плохой коммуникацией, действиями, предпринятыми другими участниками процесса тестирования (например, врачами, медсестрами и флеботомистами), или плохо спланированными процессами, все из которых находятся вне контроля лаборатории. Так же, есть свидетельства того, что лабораторная информация используется лишь частично. В недавнем документе Международной организации по стандартизации (ISO) рекомендуется новое, более широкое определение термина «лабораторная ошибка» и классификация ошибок по различным критериям. При современном подходе к общему качеству, основанному на потребностях и удовлетворенности пациентов, риск ошибок и ошибок на этапах до и после исследования должен быть сведен к минимуму, чтобы гарантировать общее качество лабораторных услуг.
Errors in clinical laboratories or errors in laboratory medicine
Mario Plebani 1
Affiliations expand
PMID 16729864 DOI 10.1515CCLM.2006.123